Добро пожаловать!

В 1924 году организована “Медицинская психология” немецким психиатром Эрнстом Кречмером как отдельная наука. Им был создан первый учебник “Медицинская психология”. В последующем была организована кафедра медицинской психологии. В ведущих университетах Европы начали подготавливать специалистов по медицинской психологии.  (more…)

Новые материалы по медицинской психологии

Все материалы получены из интернета и
защищены от авторским правами (принадлежат владельцу)

Клиническая психология (Медицинская психология)

Клиническая психология

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Клини́ческая психоло́гия (в устаревающей терминологии, медици́нская психоло́гия — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья.


Предмет клинической психологии

Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

В России долгое время был принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

  • Психические проявления различных расстройств.
  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
  • Влияние различных расстройств на психику.
  • Нарушения развития психики.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.


История появления и определение

Термин «клиническая психология» был введён в 1907 году американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение. Согласно современному определению Американской психологической ассоциации:

Область клинической психологии интегрирует науку, теорию и практику с целью понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и дискомфорт, равно как и способствовать адаптации, приспособляемости и личностному развитию. Клиническая психология концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах функционирования человека в течение жизни, в различных культурах и на всех социоэкономических уровнях.

Используя подход Уитмера, американские психологи начали создавать новые психологические клиники, а в 1917 году появилась первая организация клинических психологов — Американская ассоциация клинической психологии. Немецкая школа клинической психологии сформировалась в середине XX века, в её основу легли достижения экспериментальной психологии, начало которой было положено в 1890-х годах


Разделы клинической психологии

Разделы клинической психологии в себя включают:

  1. психология больных людей;
  2. психология лечебного взаимодействия;
  3. норма и патология психической деятельности;
  4. психология девиантного поведения;
  5. психосоматика, то есть проблемы связанные с соматическими расстройствами;
  6. неврозология или причины возникновения и протекания неврозов

Патопсихология и клиническая психопатология

Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.

В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.

Существует различие между патопсихологией, или рассмотрение психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизируетпроявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам.


Нейропсихология

Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейронных сетей.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

Ведущую роль в создании нейропсихологии как самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурия и Л. С. Выготский, чьи исследования получили мировое признание.


Психосоматика

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму). В рамках клинической психологии психосоматика различает психосоматические симптомы и психосоматические феномены.


Психологическая коррекция и психотерапия

Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза (экспертиза трудоспособности, судебно-психологическая экспертиза, военно-психологическая экспертиза).


Клиническая психология и психиатрия

Хотя клинические психологи и психиатры разделяют общую фундаментальную задачу — лечение психических расстройств — их подготовка, воззрения и методологии зачастую весьма отличаются. Возможно, наиболее важным отличием является то, что психиатры (в России) — это врачи с как минимум 6 годами медицинской подготовки и ещё несколькими годами (интернатура/ординатура) специализации. Следствием этого является то, что психиатры, как правило, используют медицинскую модель для оценки психологических проблем (то есть клиентов они рассматривают как пациентов с заболеваниями), а лечение их зачастую основывается на применении психотропных препаратов как главного метода по достижению лечебного эффекта (хотя многие психиатры и используют в своей деятельности психотерапию). Их медицинская подготовка позволяет им в полной мере использовать всё медицинское оснащение современной клиники.

Клинические психологи же, как правило, не прописывают медикаменты. Часто они работают в сотрудничестве с психиатрами, чтобы обеспечить свои терапевтические нужды.


Методы клинической психологии

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:


Психотерапия

Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.

Существует множество различных направлений психотерапии: психодинамическая психотерапия, когнитивная психотерапия, гуманистическая психотерапия, семейная психотерапия, гештальттерапия, эмоционально – образная терапия, телесно-ориентированная психотерапия; в последние десятилетия также наблюдается выделениетрансперсональных видов психотерапии.


Проблема психической нормы и патологии

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.

Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам» (DSM-IV).

ЖУРНАЛ МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ

СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО НОМЕРА

 
Уважаемые читатели!
Обращаем ваше внимание на то, что текущий номер 4(39) 2016 года в настоящее время формируется.
С 25 августа 2016 года вплоть до 30 октября 2016 года номер будет пополняться статьями.
 
 

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Залевский Г.В.
(Калининград — Томск, Россия)

Почему «путь развития клинической психологии имеет извилистый характер», а «клинические психологи удивительно аисторичны»?
 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Арпентьева М.Р.
(Калуга, Россия)

Психологические аспекты онкологических заболеваний: жизнеутверждение vs жизнеотрицание
 

Фурманов И.А. (Минск,
Республика Беларусь)

Генезис расстройств поведения и приспособительных реакций: аффективно–динамическая модель агрессии
 

ПСИХИАТРИЯ И НАРКОЛОГИЯ

 

Бадалов А.А.,
Суманов Е.В., Галако Т.И. (Бишкек, Кыргызстан)

К вопросу о корреляции электрофизиологических показателей и клинико-психопатологических признаков синдрома Икара
 

ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИАЦИЯ

 

Копытин А.И.
(Санкт-Петербург, Россия)

Клиническая системная арт-терапия и стандарты оказания психиатрической помощи
 

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СОМАТИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ

 

Солондаев В.К., Олендарь Н.В., Конева Е.В.
(Ярославль, Россия)

Конфликт в связи с педиатрической помощью: системный анализ
 

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

 

Румянцева Е.Е.
(Москва, Россия)

Применение методики «Способность понимать модель психического» в норме и при шизофрении
 

ПАТО- И НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

 

Строгова С.Е., Зверева Н.В., Хромов А.И.
(Москва, Россия)

Клинические характеристики болезни и особенностей патопсихологического профиля при прогредиентной детской шизофрении
 

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Бурина Е.А., Данилова М.В., Грандилевская И.В., Рыкман Л.В., Тромбчиньски П.К.
(Санкт-Петербург, Россия)

Профессионально-личностное консультирование как одна из форм психологической помощи в Санкт-Петербургском государственном университете
 

ЮБИЛЕИ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2016-17 УЧЕБНЫЙ ГОД

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

5 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО, МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

НА 2016-17 УЧЕБНЫЙ ГОД

 Кафедра: Неврология.    Дисциплина: Медицинская психология.

Факультет: лечебный, медико-педагогический и медико-профилактический. Курс – 5, семестр – 10. Практические занятия – 34 часа; Лекций – 6 часов.

(more…)

Вышла новая книга проф. З. Ибадуллева “Нервные болезни”

      При подготовке данного учебника автором изучен популярные учебники по неврологии ведущих стран мира, использованы последние достижения современной медицины. Книга содержит большой объем информации по частной неврологии и состоит состоит из 18 глав. Последовательно описаны этиология, патогенез, клиника, алгоритм диагностики и тактика лечения неврологических заболеваний. В конце учебника приведены неврологические и психологические шкалы с их интерпретацией, указатель основных неврологических синдромов, нормальные лабораторные показатели.

    Учебник предназначен для студентов старших курсов медицинских вузов и магистров. Она может быть полезной также для врачей-неврологов, научных сотрудников и врачей смежных с неврологией специальностей.

Проф. Ибадуллаев З.Р.

Содержание: Нервные болезни. Ташкент-2014(.doc)

1 2

error: Content is protected - Содержимое защищено !!