Когнитивно-поведенческая психотерапия – это психотерапевтический подход, направленный на изменение способности человека оценивать себя, стратегии и направления преодоления проблем, связанных с его мыслями и поведением. Основателем этого направления является американский психотерапевт А. Бек (род. в 1921 г.). Когнитивно-поведенческая психотерапия была создана на основе когнитивной психотерапии (англ. когнитивная терапия, 1967). CBP формируется на основе двух разных школ, т.е. когнитивной и поведенческой психотерапии:
В CBP выделяют следующую триаду:
Познание состоит из таких понятий, как припоминание информации, ее обработка в уме, рассуждение и понимание.
Воление состоит из таких понятий, как целенаправленное движение, мотивация, инстинкт, желание и воля.
Аффект состоит из эмоциональных реакций и настроения.
КБП ищет решение следующих целей и задач:
Выявление причины когнитивных ошибок и поведенческих нарушений.
Коррекция засевших в мозге патологических мыслей и вызванных ими нарушений поведения.
Профилактика рецидивов.
Повышение эффективности фармакотерапии.
Поиск решения социально-психологических проблем.
Когнитивно-поведенческая терапия в основном применяется при обсессивно-компульсивных расстройствах, тревожно-фобических расстройствах, неврозах мыслей, не покидающих мозг, нарушениях поведения, ипохондрических неврозах, спортивной медицине.
КПБ направлена в первую очередь на устранение негативных мыслей, оседающих в мозгу и мучающих пациента, то есть чувства вины, самоуничижения, мыслей. Пациент находится под наблюдением психотерапевта до тех пор, пока не научится выполнять методику самостоятельно.
Техники психотерапевтического лечения.
Глаза больного закрыты. Ему поручено обращать внимание на мельчайшие детали плохих мыслей, поселившихся у него в голове. Неважно, важны эти негативные мысли или нет. Таким образом, все мысли собираются в одном месте. Когда все плохие мысли концентрируются в мозгу, больной указывает на психолога пальцем (например, поднимает указательный палец).
Как только пациент подает сигнал, психотерапевт резким и громким голосом дает команду «СТОП». Затем психолог спрашивает пациента, что пришло ему на ум после этого слова. Обычно в это время негативные мысли больного гасятся и исчезают. Если положительного результата нет, то есть плохие мысли не исчезают из мозга, упражнение повторяют несколько раз. Это упражнение также дается в качестве домашнего задания. Пациент может повторить это упражнение самостоятельно дома.
Техника заполнения психологического разрыва.
Задача после стирания осевших в мозгу мыслей – заменить негативные мысли позитивными. Если эту задачу не выполнить, негативные мысли вернутся в мозг. В науке есть такое понятие, как предвкушение. Ожидание – это страх, что пугающие мысли вернутся. Чтобы не наблюдать такую ситуацию, необходимо на каждом сеансе восполнять психологический пробел позитивными мыслями. В противном случае пациент «разговаривает сам с собой» посредством негативных мыслей в своем мозгу. Такая ситуация усиливает навязчивость и больного снова мучают болезненные мысли.
После психотерапевтического лечения пациенту дается домашнее задание. Начиная с сегодняшнего дня, вам следует разговаривать с самим собой только через позитивные мысли. В начале психотерапевтических занятий он создает с пациентом сценарий «Построение позитивного разговора». Для этого придумываются различные роли. В зависимости от полученных результатов этот скрипт будет постепенно дорабатываться.
Метод заполнения психологического разрыва реализуется по схеме, разработанной Альбертом Эллисом. Для этого используется ABC-метод. А – фактор, вызвавший ситуацию; V – автоматически возникающее воображение; S – эмоциональная ответная реакция
Алгоритм работы с AVS. 1. Задача задана; 2. Начато распространение проблемы; 3. Оцениваются S и A; 4. Объясняется связь между V и S; 5. оценивается V; 6. V и S соединены; 7. Изучается уровень понимания пациента; 8. Домашнее задание дается.
Сторонники когнитивной психотерапии считают, что все проблемы человека вызваны негативным мышлением. Проблема начинается с интерпретации человеком внешних ситуаций по следующей схеме: внешняя ситуация (стимулы) → когнитивная система → интерпретация (воображение) → эмоция или поведение. «Наши мысли отражаются в наших эмоциях, наши эмоции меняют наше поведение, наше поведение показывает, кто мы, и другие судят о нас на основании этого.
А. Бек (1967) говорил, что проблема не в том, что этот мир плох, а в том, насколько мы воспринимаем его плохим. По мнению А. Бека, когнитивно-поведенческая терапия представляет собой комплекс методов, направленных на изменение мышления и поведения на основе определенной системы. В основе этого метода лежит методика обучения пациента правильному мышлению и, таким образом, изменению его поведения.
Основными задачами перед психотерапевтом являются: 1) выявить автоматические мысли, которые мучают человека жить в обществе; 2) объяснить клиенту необходимость избавиться от этих мыслей; 3) изменить поведение больного в положительную сторону, научив его работать с позитивными мыслями.
Шаги по выявлению автоматических мыслей:
Первый шаг. Больной должен уметь искать и закреплять поселившиеся в его мозгу автоматические мысли, которые всегда его мучают и изменяют его поведение;
Второй шаг. После выявления автоматических мыслей пациенту следует рассказать их психотерапевту вслух одну за другой;
Третий шаг. Психотерапевт внимательно слушает пациента, смотрит на выражение его лица, наблюдает за поведением пациента и отмечает на бумаге уровень болезненных мыслей.
Автоматические мысли — это внезапные мысли, которые заставляют человека разговаривать сам с собой. Автоматические мысли существуют у каждого человека, и от их содержания зависит, являются ли эти мысли болезненными или безболезненными. Если у вас есть негативные мысли, они «занимают ваш мозг, жуют ваш разум» и становятся источником тяжелых эмоций. В результате этого ваше поведение изменится, а соответственно, изменится и отношение людей к вам и произойдет цепная реакция.