Toshkent, Olmazor tumani, Shifokorlar ko'chasi, 22/1-uy
+998900434499
Нейропсихология

Взгляд на историю

Если взглянуть на историю нейропсихологии, то она началась с попыток выявить центры высших психических функций в коре больших полушарий головного мозга. В 1836 году на одном из собраний медицинского общества в небольшом городке во Франции рядовой врач Марк Дакс попросил у председателя общества разрешения дать информацию о своих наблюдениях. Его речь включала следующие предложения: «Я наблюдал нарушения речи у всех больных с поражением левого полушария, но ни у одного из больных с поражением правого полушария. Значит, за речь отвечает левое полушарие мозга, то есть там расположены речевые центры». До сих пор предполагалось, что за речь отвечают оба полушария мозга. Но свои комментарии он не подтвердил анатомическими исследованиями (хотя это было возможно) и не опубликовал их. Именно поэтому ученые даже не обратили внимания на данные М. Даксом в тот день сведения, и это правильное мнение вскоре было забыто.

В 1861 году молодой французский учёный, антрополог Поль Брок наблюдал одного больного с нарушением речи и параличом правой стороны тела. Этот пациент скоро умрет. Когда его мозг был вскрыт и исследован, в задней части нижней лобной доли левого полушария был обнаружен инфаркт (эта область позже была названа центром Брока). Мозг этого пациента до сих пор хранится в Медицинском музее в Париже. Хотя больной понимал речь окружающих, он не мог говорить, издавал только звук «та-та-та». Этот тип речевого нарушения позже получил название «моторная афазия». С этого периода с большим интересом начинаются поиски различных центров мозга. Несколько позже, в 1874 г., немецкий психиатр К. Вернике определил сенсорный речевой центр, наблюдая нарушения речи даже при повреждении верхней доли левой височной доли.

В 1876 году Феррье открыл слуховой центр в височной доле, в 1881 году Мунк обнаружил, что собаки «видят и не узнают вещи», когда задняя часть мозга была удалена, и в том же году Экснер обнаружил расстройство письма, когда повреждена задняя часть средней лобной доли.
Конечно, эти открытия удивили учёных того времени, то есть они начали искать в мозгу разные центры, даже центры сознания, памяти и мышления. С этого периода появляется направление «локализационизм» в науке. Слово «локализация» в переводе с французского означает «место».

В 1870 году Финкельбург выступал против локализационистов и говорил, что «асимволия» развивается при повреждении коры головного мозга. По его словам, в результате нарушения способности использовать символы нарушается речевая деятельность, распознавание предметов и выполнение различных сознательных действий. Д. Джексон, известный английский невролог, критикует точку зрения локализационистов, опираясь на свои наблюдения в 1864-1874 гг. Д. Джексона интересовали главным образом динамические стороны речи. Он сказал, что «поместить в мозг поражение, вызывающее нарушения речи» и «разместить саму речь» — это две разные вещи.

Д. Джексон акцентирует внимание на полной потере речевой функции при афазии. Он считает, что у больного афазией может быть нарушена целенаправленная речь, но эмоциональная речь сохранена. Например, больной в состоянии аффекта может произнести слово, но не может говорить произвольно. Д. Джексон говорит, что человек, «потерявший речь», не означает, что он «лишён слов», ведь есть ещё и непонятная часть слова. Поэтому, хотя мыслительный процесс больного, «лишенного речи», несколько снижен, он все же способен мыслить. Д. Джексон говорил, что целенаправленная речь связана с левым полушарием мозга, а эмоциональная речь — с деятельностью правого полушария.

Д. Джексон одним из первых выдвинул идею о сложной структуре функций МНС. По его мнению, каждая функция состоит из 3 уровней: «нижнего» (спинной мозг, ствол головного мозга), «среднего» (двигательный и сенсорный центры коры головного мозга) и «высшего» (лобный фрагмент). При повреждении «высших» центров появляются не только патологические симптомы, но и наблюдаются положительные изменения: «низшие» центры освобождаются от контроля «высших» центров и усиливают свою деятельность. Примером тому является усиление спинномозговых рефлексов при поражении центральных пирамидных путей. Д. Джексон говорил, что если при афазии нарушение навыков речи, чтения и письма является отрицательным симптомом, то сохранение эмоциональной речи и понимания чьих-либо слов является положительным признаком. В 1868 году он объявил, что афазия наблюдается не только при поражении левого полушария мозга, но и при поражении правого полушария. Эти пациенты были очень больны. Эти выводы Д. Джексона послужили толчком к изучению функциональной асимметрии мозга. Позднее ряд центров был открыт в коре больших полушарий головного мозга. Поэтому ученые считают Д. Джексона первым, кто выдвинул учение о «функциональной асимметрии мозга».

Понимание науки нейропсихологии
Нейропсихология – наука, изучающая высшие психические функции при локальных и диффузных поражениях головного мозга. Конечно, эта наука изучает этапы формирования высших психических функций в онтогенезе, связывая их с морфофункциональными системами мозга. Нейропсихология сформировалась на основе неврологии, психологии и физиологии.

Для начала поговорим об основных терминах и словосочетаниях, используемых в нейропсихологии.

Функциональная система – морфофункциональная структура, состоящая из афферентной и эфферентной систем, отвечающих за различную сознательную деятельность.
Нейропсихологический симптом – расстройство высших психических функций, возникающее при локальном поражении головного мозга.
Первичный нейропсихологический симптом – это симптом, вызванный прямым повреждением центра, ответственного за определенную психологическую функцию.
Вторичный нейропсихологический симптом — нарушение другой высшей психической функции, вызванное появлением первичного нейропсихологического симптома.
Нейропсихологический синдром – совокупность нескольких нейропсихологических симптомов, механизм возникновения которых связан между собой.
Нейропсихологический фактор – этиологический фактор, вызывающий нейропсихологический синдром.
Синдромный анализ (факторный анализ) — метод определения нервно-психических нарушений, вызванных повреждением морфофункциональных структур.
Нейропсихологический диагноз – заключение, полученное в результате нейропсихологического обследования, проводимого с целью установления топического диагноза локальных и диффузных поражений головного мозга.
Локализация высших психических функций — понятие, указывающее на то, что конкретный участок мозга отвечает за конкретную высшую психическую функцию.
Межполушарная функциональная асимметрия – это асимметричное расположение функций левого и правого полушарий головного мозга.
Межполушарные отношения – словосочетание, обозначающее взаимное участие обоих полушарий в выполнении определенных функций.

Нейропсихологическая терапия

диагностика и лечение нарушений внимания и памяти
Диагностика и лечение болезни Альцгеймера и других деменций
диагностика и лечение постинсультных речевых нарушений
диагностика и лечение умственной отсталости у детей
расстройства сна, диагностика и лечение

Scroll to Top